Будущее в мусоре. Как будет решён вопрос утилизации мусора в Украине?

Будущее в мусоре. Как будет решён вопрос утилизации мусора в Украине?

Ежегодно каждый украинец производит около 330 кг мусора. Каждый год специализированные полигоны и подпольные помойки пополняются 11 миллионами тонн бытового мусора. К настоящему моменту суммарная площадь подобных свалок практически равна 5% общей территории страны, что реально сопоставимо с площадью, например, Черновицкой области. Парадокс, но при таком положении дел во всей Украине действует лишь один мусоросжигающий завод «Энергия», расположенный в Киеве. Однако уже сейчас его мощности не хватает даже для покрытия потребностей самой столицы.

По последним данным, «Энергия» ежегодно утилизирует порядка 280 тыс. тонн отходов, в то время как в Киеве за это время собирается 1,2 миллиона тонн. Неудивительно, что итогом является банальный вывоз 95% всего мусора за пределы населённых пунктов на многолетнее хранение.

Перебирая отходы

Попытки внедрить систему сортировки мусора на территории государства предпринимались неоднократно. Как пример, в столице и сейчас активно работают точки приёма вторсырья, куда граждане могут сдать мусор, прошедший сортировку. Однако есть и обратная сторона. Так, многие инициативы сознательных граждан по установке в собственных дворах специальных контейнеров (для сортировки мусора) приводили лишь к привлечению бомжей, которым в таких условиях гораздо проще собирать картон и бутылки.

Действующий закон категорически запрещает вывозить мусор на специальные полигоны. Согласно требованиям, весь мусор должен перерабатываться или полностью утилизироваться. Выбрасывать же можно лишь те бытовые отходы, которые не выделяют метан и не воняют. По поводу того, как такие правила будут выполняться, Светлана Коломиец, которая занимает пост советника министра экологии и природных ресурсов, ответила: «Никак». Это и не удивительно, ведь для работы закона требуется мощная техническая база по переработке органики, которой в настоящее время попросту нет.

Всё же остаётся шанс, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится — в стране появятся перерабатывающие мощности, а систему по обращению с мусором доработают. Правительство уже делает первые шаги в данном направлении. Так, уже утверждена Национальная стратегия управления отходами. Согласно пунктам данной стратегии, государство намеревается значительно увеличить объёмы утилизации и переработки отходов, создать специализированные полигоны для безопасного хранения мусора, а также провести проверку с целью обнаружения нелегальных свалок. Реализация стратегии подразумевает, что в 2030 году в Украине будет действовать уже 800 предприятий по переработке мусора, а в 5 000 населённых пунктов будет построено 250 пунктов сбора сортированных отходов.

План действий уже определён: изначально власть создаст Национальный план обращения с бытовыми отходами и возложит на местные органы самоуправления задачи решения проблемы утилизации и переработки мусора в регионах. Для этого изначально должны быть созданы аналогичные региональные планы. Очевидно, администрации областей и районов будут вынуждены условно разделить территории на кластеры (сегменты), предопределить маршрут вывоза мусора и предусмотреть варианты его утилизации.

По заявлению Вячеслава Сороковского, который является экспертом по вопросам децентрализации проекта DESPRO, наиболее рационально, чтобы на один кластер территории приходилось от 150 000 до 400 000 человек. В таком случае для сбора и утилизации всех отходов будет достаточно одного полигона и одного перерабатывающего предприятия.

Вместе с этим Светлана Коломиец обратила внимание на то, что в процессе определения кластеров обязательно следует учитывать множество факторов, поскольку может отличаться состав и количество отходов, а значит, и меры по их транспортировке и утилизации следует предусматривать разные. Так, например, в сельской местности органические отходы нередко используют в хозяйствах, а основная масса мусора — неорганические компоненты, для утилизации которых следует устанавливать специализированные мощности. Именно таким образом и будет выстраиваться политика государственных администраций.

Строительство предприятий

К настоящему моменту подобные региональные стратегии разработаны уже для ряда крупных городов, таких как Киев, Днепр, Львов и Винница. Заместитель председателя столичной городской администрации Пётр Пантелеев сообщил, что проблем с транспортировкой бытовых отходов в Киеве не возникает, проблема сводится лишь к их утилизации, поскольку для этого нужно изменить законодательную базу и возвести специализированные предприятия. Для столичного мусора уже выбрали механико-биологическую переработку, которая будет существенно дешевле и экологичнее привычного сжигания. Обусловлено это тем, что способ подразумевает сортировку отходов, сбор материалов, представляющих ценность для вторичного использования, а также строительство агрегатов для отходящих газов. Кроме того, технология позволяет применять высококалорийный мусор для получения тепла и электроэнергии.

Безусловно, организация подобного цикла и обеспечение мощностей дорогостояще. Уже сейчас речь идёт о сумме в 100–150 млн евро, однако точная цифра будет известна лишь после проведения тендерного аукциона. Очевидно, что городского финансирования будет недостаточно, ввиду чего представители Киевской администрации будут вынуждены искать инвесторов.

Наиболее активно в этом вопросе развивается Львов, в котором уже в ближайшее время начнётся возведение предприятия механико-биологической обработки отходов. Его суммарная стоимость для города варьируется в пределах 30–35 млн евро. Часть денег будет получена на счёт гранта ЕБРР. Согласно обнародованному плану, 10 млн евро будет направлено на рекультивацию имеющегося полигона Грибовицкого, а остальная сумма — это кредит для строительства мусороперерабатывающего предприятия.

Возведение подобного завода в городе Днепре, скорее всего, будет осуществлено на условиях государственно-частного партнёрства. Примерная стоимость такого проекта — 60 млн. евро. Полная окупаемость — до 10 лет. В настоящий момент ведутся активные работы по привлечению инвесторов. Владимир Панченко, будучи руководителем Агентства развития Днепра, частично озвучил условия предложенного договора, среди которых — обязательство города предоставить гарантии деятельности инвестора в проекте вне зависимости от смены руководства города.

Также отмечается, что действующий на сегодня штраф за нелегальный выброс отходов в 1700 гривен ничтожно мал, особенно если учесть, что ловят таких нарушителей крайне редко. Уже в ближайшее время на рассмотрение властей будет представлен законопроект, в котором сумма штрафных санкций будет увеличена до 34 000 гривен.

Иван Фурсенко, занимающий пост во Всеукраинской ассоциации сельских советов, заявил, что для инвесторов представляют интерес лишь города с населением свыше 200 000 жителей. Вместе с этим маленьким городам и сёлам нужно будет кооперироваться и тесно сотрудничать, чтобы снизить расходы на строительство и переработку. Подобные схемы эффективно работают в Латвии, где на один завод может приходиться до 30 совладельцев, представляющих отдельные регионы. Это весьма действенная схема, которой предстоит научиться и Украине.

Более того, Украине доступен опыт Польши, которая также недавно столкнулась с европейскими подходами к переработке и утилизации бытовых отходов. Так, оплата за транспортировку и утилизацию мусора полностью возлагается на местных жителей, а её размер зависит от того, сортирован ли мусор человеком. Также государство берёт на себя обязательства по дотированию переработки отдельных видов отходов (электрооборудования, накопительных батарей, осветительных приборов).

Вместе с этим ведутся работы по привлечению частных инвесторов, которым также предлагается государственно-частная схема партнёрства. Из-за того, что европейский подход внедряется не так давно, на территории Польши всё ещё существует множество свалок, а количество действующих перерабатывающих предприятий намного меньше, чем во Франции или Германии, где работает 126 и 121 перерабатывающий завод соответственно.

Реальная прибыль на отходах

Следует понимать, что вне зависимости от того, будет ли утилизация отходов финансово поддерживаться государством или нет, простые граждане всё равно будут должны платить. В конечном итоге от дотаций будет зависеть лишь то, сколько именно придётся платить людям. Глава правления ЧАО «Киевспецтранс» подчеркнул, что бытовой мусор вовсе не является продуктом, который реально полностью переработать и получить из этого достойный заработок.

Инвесторов привлекает лишь то, что в ближайшей перспективе даёт реальную прибыль, однако деньги, которые можно получить на переработке и утилизации мусора, не способны перекрыть даже первичные затраты. В связи с этим частично утилизация будет оплачиваться гражданами. Кроме того, люди должны будут профинансировать и постройку специальных полигонов. Подобная система не нова и давно используется в европейских государствах. Так, к примеру, за каждую тонну мусора европейцы платят около 50 евро, а украинцы ежегодно лишь 30 гривен. Справедливости ради стоит оговориться, что уже скоро эти тарифы для жителей столицы будут пересмотрены в сторону увеличения и составят около 100 гривен без учёта стоимости переработки.

В Днепре финансовые затраты граждан на переработку отходов постарались оптимизировать и минимизировать, полностью отказавшись от крайне невыгодной технологии сжигания. Владимир Панченко отметил, что сжигать 1 тонну мусора стоит около 1 000 евро, что слишком дорого. Вместо этой технологии отходы решено сортировать, изымая из них ресурсоценные материалы (пластики, металлы, стёкла), а органику перерабатывать в биогаз, сжигая который можно получать тепло. Даже несмотря на это, действующий тариф на перевозку и захоронение бытовых отходов всё же будет увеличен — уже с начала 2018 года составит 21 гривну за 1 куб. м. (ранее — 13 гривен).

Вывоз и утилизация мусора для граждан, проживающих в многоэтажных домах, подорожает с 9,36 до 11,79 гривен с человека. Остро стоит вопрос и со стоимостью перевозки отходов. Сейчас транспортировка 1 куб. м. мусора до полигона стоит 35 гривен, но перевозчики требуют увеличения минимум до 88 гривен, что моментально увеличит сумму сборов до 23 гривен с человека.

Налог на экологию

Андрей Грущинский остановил своё внимание на том, что возможна ещё масса вариантов оплаты утилизации. Объективно можно профинансировать из бюджета создание государственного предприятия, отвечающего за переработку отходов, но в действительности это приведёт к возникновению коррупционных схем, по которым деньги будут «растекаться по карманам». Намного эффективнее ввести добавочный экологический налог, возлагаемый на производителей тары. Таким образом, каждый человек будет оплачивать утилизацию ещё в момент покупки товара в упаковке.

Представители законодательной власти выдвигают два варианта выхода из ситуации с уплатой экологического налога. Так, переработчику сырья будет предложено самостоятельно сортировать, перерабатывать и утилизировать отходы. Если он согласиться на эти условия, то будет освобождён от налога, если нет — обязан оплачивать его согласно тарифу. Нужен будет специальный фонд, средства в котором будут накапливаться и распределяться непосредственно по территориям. Но реально принять такой закон в парламенте будет крайне сложно. Связано это с лоббированием интересов компаний-упаковщиков. Эти люди готовы платить любые деньги, чтобы ни один из вариантов закона об экологических налогах не приняли, поскольку это всё равно выгоднее, чем регулярно уплачивать сам налоговый сбор.

С имеющимся мусором также следует что-то делать, поскольку к настоящему времени реально существует свыше 30 000 нелегальных свалок. Ситуация дошла до того, что 40% столичного мусора вывозится на неизвестные стихийные свалки. Для борьбы с этим коллапсом должна быть создана особая инспекция, включающая национальную полицию и представителей администрации на местах.

Иван Фурсенко точно подметил, что у национальной полиции и так достаточно работы, и выезд на стихийные свалки не является для них приоритетом. Более того, в регионах полиция до сих пор не прошла реорганизацию. Ввиду этого складывается ситуация, при которой штраф может выписать общественный эколог, но взимать его некому.

Заместитель председателя КГГА Пётр Пантелеев считает, что реально решить ситуацию позволит лишь многократное увеличение штрафов — с нынешних 1700 гривен до 34000 гривен. Такой законопроект уже разработан и скоро будет представлен в Раде.

Согласно официальным данным, в стране действует почти 6 000 мусорных полигонов, однако в реальности большинство из них требуют срочной рекультивации. Пётр Пантелеев заявил, что рекультивация только одного Киевского полигона №5 будет стоить несколько сотен миллионов гривен. Причём понять порядок цен можно будет только после разработки плана, который будет стоить 2,6 млн гривен. Окончательно утверждён данный проект будет лишь через 7–8 лет, к которым следует добавить ещё 2 года на выполнение самой рекультивации. На вопрос о том, куда будет деваться мусор во время проведения этих работ, ответа пока нет.

Компостные черви из Львова

Май 2016 года ознаменовался тем, что славный город Львов из настоящего туристического центра превратился в эпицентр бедствия всего государства. Произошедший на Грибовицком полигоне пожар привёл к человеческим жертвам и нанёс непоправимый ущерб репутации руководства города. Происшествие очередной раз подняло вопрос об индивидуальной ответственности каждого гражданина. На фоне этих событий каждый стремился снизить количество бытовых отходов, как мог — кто отказывался от одноразовой посуды, а кто и вовсе заводил червей для компостирования органики.

Ирина Мироновна стала одной из тех, кто решился на отважный шаг и завёл компостных червей на своей кухне. По её словам, работа экологом во Всемирном фонде природы приучила её к любви ко всем видам животного мира. Ввиду этого подобное решение, на фоне протекающей в городе катастрофы, далось легко. Как ни странно, но данный способ утилизации органики имеет широкое распространение по всему миру. Так, даже в Америке участникам программ утилизации выделяются финансовые ресурсы из бюджета муниципалитетов.

Наряду с этим экологи и социально активные граждане Львова сотрудничают с представителями бизнеса, поскольку во многом именно от них зависит чистота города. И не удивительно, ведь такие заведения, как рестораны, имеют установленный тариф на вывоз отходов, а мобильные пункты питания, вроде кофеен, таковых не имеют. Вместе с этим средний уровень ежедневных продаж одной кофейной лавки может достигать 500-600 чашек, а значит, весь мусор оказывается неподалёку.

Активисты предложили предпринимателям сократить количество одноразовой тары и предоставлять скидку тем клиентам, которые приходят со своей посудой. К акции уже присоединились 16 кофеен. Кроме того, и соломинки для коктейлей дают теперь лишь по просьбе, что случается достаточно редко.

Теперь для Львова не редкость и проведение квестов, главной целью которых является сокращение количества бытовых отходов. Уже сейчас даже детей приучают к культуре правильного обращения с отходами — им рассказывают о бережливости, а также о необходимости сортировки и переработки мусора.

Безусловно, главное в этом деле — желание получить действующую систему в Украине. Например, Польше для этого понадобилось всего 3 года, конечно, не без финансовой помощи от Европейского Союза. Украине остаётся лишь более ответственно относиться к накапливаемым бытовым отходам и ждать, пока все задуманные идеи о перерабатывающих предприятиях станут реальностью.

А с небольшими насущными проблемами Вам поможет справиться «КЛТ КРЕДИТ». Это одна из немногих МФО Украины, выдающая кредиты по процентной ставке в 1,6%. По условиям программы лояльности, первый кредит берётся и вовсе под 0,8%.

По материалам Finance.UA

Получить деньги