Быть или не быть накопительной пенсии?

Быть или не быть накопительной пенсии?

Пенсионная реформа Гройсмана не находит поддержки ни среди депутатов, ни среди аналитиков. Виной этому стали разногласия по поводу введения обязательной накопительной системы. Правительство не считает нужным вносить в проект реформы такую систему, в то время как депутаты настаивают на её обязательном применении. Это привело к появлению ещё одного законопроекта, зарегистрированного в июле этого года. Здесь накопительная система предусмотрена как одна из частей общеобязательного пенсионного страхования.

Народный депутат Наталья Веселова, один из соавторов законопроекта, уверена, что этот документ получит поддержку парламентариев, поскольку ожидается, что уже к началу осени его одобрят не менее 80 депутатов.

Тарас Козак, президент инвестиционной компании «Универ», пояснил, что Всемирный банк рекомендует применять 5 уровней формирования пенсий.

  • На базовом уровне применяются социальные выплаты самым неимущим категориям населения без учёта страхового стажа или размера зарплаты.
  • Первый уровень ― знакомая нам солидарная система, при которой работающее население обеспечивает содержание пожилых людей путём налоговых удержаний.
  • На втором уровне применяется обязательная накопительная система, при которой у работников удерживают дополнительные пенсионные взносы. Они аккумулируются на специальном банковском счёте, а затем используются для получения дохода посредством инвестиций. При достижении пенсионного возраста гражданам начисляется пенсия, размер которой определяется общей суммой накоплений и прибылью, полученной в результате инвестиций.
  • Третий, добровольно-накопительный уровень, предусматривает добровольные взносы в пенсионный фонд, которые станут дополнительным подспорьем для пенсий. Чтобы стимулировать население к таким выплатам, во многих странах предусмотрены налоговые льготы на сумму накоплений.
  • Последний, четвёртый уровень, представляет собой муниципальную инфраструктуру для пенсионеров, например, дома престарелых, начисление льгот или оказание других видов помощи.

В нашей стране применяются первый и третий уровни, каждый из которых далёк от совершенства. Солидарная система обеспечивает поступления всего 2/3 необходимых средств для выплаты пенсий, а именно — 284 млрд грн. Вторую часть в размере 143 млрд грн приходится дотировать из бюджета. Это приводит к невозможности выдержать мировые стандарты, гласящие, что пенсионное обеспечение не должно быть меньше 40% от размера зарплаты, получаемой перед выходом на пенсию. Минсоцполитики утверждает, что в Украине этот коэффициент замещения снизился в текущем году до рекордно низкой отметки в 34%.

Добровольно-накопительный уровень представлен в нашей стране различными негосударственными фондами, на счетах которых имеется немногим больше 2 млрд грн. Из этой суммы почти половина ― активы пенсионного фонда Нацбанка. Это свидетельствует как о малом охвате населения, так и о незначительных доходах наших сограждан, не имеющих возможности откладывать средства на приближающуюся старость.

О необходимости введения второго уровня говорится уже давно, но благодаря проведению пенсионной реформы этот вопрос вновь активизировался. Многочисленные сторонники и не менее многочисленные противники приводят немало аргументов в защиту своей позиции, поэтому стоит внимательней проанализировать эти доводы.

Аргументы противников

Главный аргумент противников обязательной накопительной системы ― отсутствие в нашей стране фондового рынка для успешных инвестиций. На сегодняшний день доступны лишь два финансовых инструмента ― государственные облигации и банковские депозиты.

Для иллюстрации возможного развития событий приведём ситуацию, сложившуюся в Казахстане. Три года назад Единый накопительный фонд (ЕНФ) Казахстана вложил 250 млн долларов (более 70 млрд тенге) в облигации Международного банка Азербайджана (МБА). И когда в начале 2017 года МБА обанкротился, ЕНФ понёс убытки в размере 50 млн долларов.

Не менее важен вопрос, откуда брать деньги для накоплений. Размер ЕСВ составляет 22%, но его всё равно не хватает для наполнения Пенсионного фонда. Если часть ЕСВ перечислять для накоплений, дефицит Пенсионного фонда возрастёт ещё больше.

Значит, нужно вводить новый налог. В парламентском законопроекте предполагается, что налог для накопительного уровня будут платить лица младше 35 лет в размере 2% от дохода с постепенным повышением в течение 5 лет до 7%.

Глава одного из подразделений группы ICU Григорий Овчаренко предлагает перенимать опыт Австралии. Там право на государственную пенсию теряется, как только гражданин достиг определённого уровня доходов. Таким образом, государство не обеспечивает социальными выплатами людей, имеющих на счетах миллионы долларов, что вполне справедливо.

Аргументы сторонников

Гройсман отстаивает свою позицию, базируя её на бездефицитном Пенсионном фонде и принципах социальной справедливости. Оба эти тезиса используются его противниками для критики.

Например, о какой социальной справедливости может идти речь, если в результате реформы выгоду получат только нынешние пенсионеры, а те, кто пойдёт на пенсию через десяток лет, получат пенсию меньшего размера, чем без принятия реформы? Следует учитывать и тот факт, что коэффициент замещения в ближайшее время не увеличится, а убеждённость правительства в бездефицитном пенсионном фонде не имеет под собой никаких экономических предпосылок.

Демографическая ситуация в стране такова, что количество пенсионеров равно количеству работоспособного населения. Как можно рассчитывать на коэффициент замещения в размере 40%, если каждый работник платит в Пенсионный фонд всего 22%?

Таким образом, сторонники обязательного накопления обосновывают свои убеждения необходимостью снижения нагрузки на Пенсионный фонд, формирования резервных накоплений, повышения коэффициента замещения. Но для воплощения этих планов добровольных накоплений явно не хватит. По словам Григория Овчаренко, добровольными накопительными программами пользуются лишь 5% украинцев, поэтому для стабилизации пенсионных выплат необходимо подключать и обязательные накопления.

Чем поможет МВФ?

Правительство, в принципе, не против обязательной системы накопления, но не торопится называть окончательные сроки её внедрения. В Минсоцполитики уже работает профильная рабочая группа, которая занимается этим вопросом, так что на определённые уступки депутатам премьер-министр может пойти, но есть ряд моментов, которые он будет отстаивать до конца.

У премьера для отстаивания своей позиции есть поддержка МВФ. Проведение пенсионной реформы ― непременное условие для получения очередного кредита, поскольку её принятие позволит хотя бы немного стабилизировать Пенсионный фонд. А так как для МВФ введение обязательной накопительной системы не является приоритетом, не стоит ожидать от правительства спешки в принятии этого важного решения.

«КЛТ КРЕДИТ» ― запомните это название, ведь когда Вам понадобятся экстренные деньги для решения любой финансовой проблемы, Вы уже будете знать, куда обратиться. «КЛТ КРЕДИТ» позаботится о создании Вашей личной «финансовой подушки», чтобы никакие жизненные неурядицы не застали врасплох.

По материалам Finance.UA

Получить деньги