Что мешает «Газпрому» отказаться от транзита газа через Украину ранее 2021 года?

Что мешает «Газпрому» отказаться от транзита газа через Украину ранее 2021 года?

В настоящее время большим вопросом является возможность запуска «Газпромом» «Северного потока-2» в эксплуатацию. Изначально заявлено, что произойдёт это уже в конце 2019 года. Но определяется это не только тем, будут ли решены дипломатические разногласия в отношении конфликта между Россией и странами Европейского союза, но ещё и от тем, успеют ли специалисты соорудить надводное продолжение заложенных подводных труб.

Европейский газопровод EUGAL

Без постройки соединительных надводных конструкций — отводов, прокладываемый российский газопровод на территории стран Балтии попросту бесполезен. Объясняется это тем, что проект строящейся газовой артерии рассчитан лишь для близких к побережью территорий. В связи с этим для «Северного потока» были специально проложены OPAL и NEL. В новом проекте соединительный газопровод с территории Балтии получит название EUGAL (аббревиатура, переводимая с немецкого как «Европейский соединительный газопровод»).

Расчётная протяжённость соединительной магистрали будет достигать 485 километров. Взяв начало в Грайфсвальде, она будет проходить через 3 восточногерманских региона вплоть до государственной границы Чехии, около Дойчнойдорфа. Объём ежегодно поставляемого газа через 2 эти магистрали будет превышать 50 миллиардов кубометров. Реализацией проекта будет заниматься конгломерат российского «Газпрома» и немецкого Gascade Gastransport GmbH.

Примечательно, что на фоне бури разбирательств и политических страстей, которые неустанно сопровождают проект «Северного потока-2», реализация EUGAL продвигается без особых задержек и проблем с получением земельных разрешений. Объяснить это можно планомерными действиями Gascade, направленными на создание иллюзии, что строящаяся магистраль — это проект европейской газотранспортной инфраструктуры, а не очередной элемент, необходимый России для продажи собственного газа.

Принципиальная разница между EUGAL и OPAL

Довольно интересно, что на сайтах европейских компаний, которые участвуют в реализации проекта европейского газопровода, упоминаний о «Газпроме» практически не отыскать, то есть европейцы стараются это скрыть или недоговорить.

Подтверждает этот факт ещё кое-что: представитель проекта EUGAL в своих заявлениях делает основной акцент на том, что трубопровод предназначен для транспортирования газа со всех источников, будь то строящийся «Северный поток-2» или любой другой. По его словам, новая европейская газовая магистраль будет интегрирована в уже действующую инфраструктуру, поэтому транзит возможен в любых направлениях.

Подобная позиция соответствует действующему законодательству Европейского союза, которое запрещает создание монополий на газовом энергетическом рынке. Данный пакет законов требует, чтобы у любого возможного поставщика был свободный доступ к транзитным магистралям. Важно понимать, что трубопровод EUGAL будет подчинён этим требованиям, в отличие от OPAL’а, для которого действуют специальные условия.

Вторым принципиальным отличием является то, что EUGAL планируется соединить с действующей газопроводной сетью Германии в трёх местах: газопроводами Jamal, Nel и подземным газохранилищем в Редене. Стоит оговориться, что каждая из этих систем и хранилищ в некотором смысле находится под частичным контролем российского «Газпрома».

По территории Чехии — к подземному газохранилищу в Баумгартене

Европейскую магистраль «Северного потока-2» с проектной мощностью в 55 млрд кубометров можно будет применить для транзита требуемых объёмов газа к территориям Западной Европы. Согласно опубликованной карте, основная пропускная способность EUGAL потребуется для транзита газа в Чехию. Это подтверждают и слова руководства европейского проекта, которые гласят о том, что мощности строящихся труб забронированы на длительный период для транзита до чешской территории.

Совершенно несложно понять, что Чехия не в состоянии потребить 51 млрд кубометров газа, которые планируется туда поставлять, поэтому с запуском магистрали она превратится в крупного европейского транзитёра. Предполагается, что в итоге газ должен будет поступать в хранилища Австрии. Газовые хабы Баумгартена многократно упоминаются в контрактных соглашениях «Газпрома» и фигурируют в качестве места передачи газа, ныне поступающего через украинские территории. Именно через Украину газ перекачивается словенским и итальянским потребителям.

Суммарно российский проект «Северного потока-2» и европейская газовая магистраль EUGAL смогут заменить максимум 55 млрд кубометров транзитного газа. При этом транзит через Украину в 2017 году достигал 93,5 млрд кубометров. Другую часть (31,5 млрд кубов) Россия планирует поставлять через 2 строящиеся нитки «Турецкого потока», которые способны прокачать такой суммарный объем газа.

«Северный поток-2» и «Турецкий поток» будут запущены практически одновременно, в конце 2019 года. Объяснить столь сжатые сроки можно лишь тем, что именно тогда заканчивается контрактная договорённость на транзит между Украиной и Россией, а, значит, у Российской Федерации появятся законные основания отказаться от услуг украинского транзитёра.

Планам «Газпрома» не суждено воплотиться в жизнь

Несмотря на все описанные действия и попытки, уже сейчас абсолютно очевидно, что в столь скором времени планы «Газпрома» не реализуются. И в 2020 году российский поставщик должен будет хоть частично продолжать транзит через Украину, а, значит, вести переговоры об условиях соглашения с Киевом. Примечательно, что российские планы спотыкаются вовсе не о препятствия, возникающие при согласовании и одобрении «Северного Потока-2» странами Европейского Союза. И даже не о то, что «Турецкий поток», который, вероятно, успеют достроить к запланированной дате, никто и не собирался подключать к газовой системе Турции и Греции.

Нет же. Дело именно в европейском газопроводе. Дело в том, что EUGAL в конце следующего, 2019-го года, будет достроен лишь на 50%. При всём этом процесс строительства и согласования идёт в полном соответствии с планом — весной будет согласовано сооружение первого терминала, чуть позже будет начато его строительство. В конце лета планируется получить разрешительные документы на строительство трубопровода на территории трёх немецких федеральных земель, каждая из которых может решить судьбу всей газовой магистрали.

Достаточность финансирования газотранспортного проекта также не вызывает сомнений. Октябрь прошлого года ознаменовался присоединением к EUGAL крупнейших газотранспортных операторов, работающих на территории Германии, среди которых Gasunie Deutschland Transport Services, ONTRAS и Fluxus Deutschland. Каждому оператору досталось по 16,5% проекта. Держателем основного пакета акций (50,5%) осталась компания Gascade. Суммарные финансовые возможности акционеров лишь очередной раз подтверждают, что 3 млрд евро на реализацию проекта будут найдены.

Таким образом, EUGAL не будет готов к полноценной эксплуатации в конце 2019 года только потому, что так было запланировано изначально. К этому периоду планируется подготовить только одну магистраль, а вторую намереваются запустить в 2020 году. В связи с этим даже полная готовность «Северного потока-2» в 2019 году не позволит использовать его в 2020 году на полную мощность.

Возможен и альтернативный вариант, при котором EUGAL по каким-либо причинам будет запущен в эксплуатацию раньше, чем «Газпром» закончит строительство «Северного потока-2». В таком случае россияне будут вынуждены платить полную стоимость аренды за фактически пустую трубу, ведь для владельцев магистрали её загрузка значения не имеет. Именно поэтому немецкие инвесторы при любом положении дел будут получать собственную прибыль. То есть вложения в EUGAL являются беспроигрышным вариантом.

Кредит в «КЛТ КРЕДИТ»— ещё один беспроигрышный вариант! Вы берёте условные 2 000 грн на 10 дней (получаете прямым переводом на карту за 15 минут), тратите на любые цели, а возвращаете всего 2162 гривны. Не получается вовремя отдать — оплатите проценты (162 гривны) и ни о чём не беспокойтесь.

По материалам Finance.UA

Получить деньги