Кто такие «подвезуны», и почему им не место на украинских дорогах?

Кто такие «подвезуны», и почему им не место на украинских дорогах?

В регулировке рынка такси есть множество проблем, требующих если не немедленного, то как минимум своевременного решения. Представители власти решили обратить пристальное внимание на ответственность водителей за соблюдение прав пассажиров, а также на их сотрудничество с диспетчерскими сервисами и налоговой службой.

Как взаимодействует украинское такси с гражданами и налоговой службой?

Как устроен рынок пассажирских перевозок? Рассмотрим подробнее взаимоотношения между простыми гражданами и таксистами, а также между водителями и налоговыми службами. 

Что делает обычный украинец, когда ему необходимо воспользоваться услугами такси? Он ловит машину на улице, звонит в службу такси либо пользуется специальным онлайн-приложением на своём смартфоне. Последние два варианта подразумевают сотрудничество человека с посредниками, которые работают по весьма простому алгоритму:

  1.       Принимают звонок от клиента.
  2.       Отправляют заказ своему партнёру-таксисту.

За такое содействие посредник получает вознаграждение от таксиста. Как правило, он работает как простой сайт, у которого нет своего офиса и, конечно же, он не платит налоговые взносы. 

Многие граждане не задумываются о рисках, которые связаны с использованием таких сервисов. А ведь наладить сотрудничество с подобными организациями может практически кто угодно, как квалифицированный ответственный водитель, так и неопытный таксист-аматор. Для этого необходимо всего лишь зарегистрироваться на сайте посредника.

На данный момент клиент не сможет заранее узнать, есть ли у перевозчика, который приедет за ним в аэропорт или на вокзал, страховка и лицензия на деятельность. Существуют случаи, когда недобросовестные таксисты регистрируют на сайте одну машину, а перевозят людей в совершенно другом транспортном средстве.

Некоторые перевозчики предпочитают не пользоваться услугами таких помощников, и заключают контракты со службами такси, у которых есть собственный автопарк. При этом водители могут использовать в работе свою машину.

С принципом взаимодействия таксистов с клиентами разобрались, а что насчёт уплаты налогов? Существуют частные таксисты, которые официально регистрируют свой способ заработка и платят налоги, а также граждане, которые нанимаются на работу в таксопарки.

Наряду с такими сознательными водителями, на украинских дорогах можно встретить «подвезунов» — представителей теневого рынка пассажирских перевозок, у которых нет лицензии на совершение перевозок людей. Именно на таких условиях в нашей стране работает множество организаций, чья деятельность зарегистрирована за рубежом, к примеру, «Яндекс-такси» (стоит заметить, что в Украине данный сервис является официально запрещённым).

Один из «подвезунов» Дмитрий рассказывает, что пользуется этим приложением и по сей день, невзирая на запреты власти. Выгодность сервиса заключается в отсутствии комиссии за его использование.   

Что говорят о законе политики, эксперты и сами службы по перевозкам?

Отрасль теневого рынка требует немедленного регулирования, именно поэтому депутаты снова обратили внимание на забытый проект, который в своё время был отозван из Верховной Рады на доработку комитетом по транспорту.

Специальное государственное управление в лице своих лучших экспертов рассмотрело документ и заявило, что регулировка деятельности перевозчиков не нуждается в реструктуризации.

Владимир Омелян, министр инфраструктуры, не согласен с вышесказанным и заявляет, что необходимо как можно скорее выманивать водителей из теневого рынка. В ходе создания и корректировки законопроекта специалисты беседовали с самими перевозчиками на предмет их перехода в зону честных налогоплательщиков. Разработчикам реформы удалось найти общий язык с некоторыми компаниями. 

В это же время среди владельцев транспортного бизнеса точится немало споров относительно различных сторон законопроекта. Некоторые организации считают, что законопроект необходимо воплощать в реальность, но при выполнении определённых условий. Для начала следует наладить контроль за выполнением нововведений, а также очистить рынок от «подвезунов». При этом большая часть сервисов полностью отклоняет необходимость в принятии документа.

На украинских дорогах появятся сразу четыре категории таксистов

Грядущая реформация предполагает распределение всех перевозчиков на различные категории. Так, появятся: самозанятые водители; перевозчики на такси; работающие по вызову; таксисты на заказ.

Самозанятым перевозчиком назовут водителя с личным ТС, который работает самостоятельно от своего лица. Если этот человек нарушит чьи-то права, его сразу же лишат права на продолжение деятельности. Перевозчиком «на такси» будут называть наёмного сотрудника службы перевозок, у которой есть собственный автопарк. Эти две описанные группы перевозчиков перейдут в число работников легального такси. Именно для них будут отводиться места на специальных стоянках. Им вручат опознавательные знаки и заключат договор об официальном трудоустройстве.  

У водителей, приезжающих по заказу, таких привилегий не будет. Водителю «на заказ» не разрешается рекламировать свои услуги, сотрудничать с обычными гражданами и называть себя «такси». Этот человек должен работать только с компаниями, которые будут заказывать его услуги, заключая с ним специальные контракты. 

Водители «по вызову» могут не утруждать себя бумажной работой, к примеру, не регистрировать ФЛП. Всё, что они должны иметь при себе: страховка на ТС, права на вождение и, естественно, справка о состоянии здоровья. Авто, на котором будет работать такой человек, должно регулярно проходить техосмотр, а его владелец — платить соответственный налог на доход. Чтобы получать заказы от клиентов, водителям придётся договариваться о сотрудничестве с официальными службами, предоставляющими услуги диспетчеров.

На такие изменения некоторые участники рынка реагируют остро и неодобрительно. Павел Лысенко, представитель компании «Uklon», возмущён. Бизнесмен не понимает, для чего необходимо делить перевозчиков на различные категории.

Нововведения коснутся диспетчерских служб

Новый закон не обошёл стороной и диспетчерские компании. Предполагается, что эти службы будут выполнять роль так называемых налоговых оповестителей и даже агентов. Обязанность информаторов ограничится предоставлением данных о полученной таксисом прибыли налоговой службе. Перечислять деньги на счёт государства будет сам водитель.

Андрей Антонюк, один из разработчиков представленного проекта, подчёркивает: все диспетчерские должны находиться под властью закона и принадлежать к одной из двух официально признанных видов диспетчерских контор:

  1. 1.      Сервисы, которые работают с различными водителями, кроме тех, кто «по вызову».
  2. 2.      Компании, сотрудничающие с автомобилями «по вызову».

Антонюк объясняет, что будет создан специальный реестр диспетчерских, в котором разместится информация, с какими именно людьми сотрудничает та или иная компания. После того, как все «подвезуны» станут на учёт, страна начнёт получать больше прибыли от налоговых сборов. Сейчас же нелегальные перевозчики не просто скрываются от уплаты обязательного сбора, но и получают субсидии.  

После внедрения новых реформ простые украинцы, которые пользуются услугами такси, станут более защищёнными. Отстаивать свои права будет гораздо проще, ведь теперь каждый гражданин сможет узнать конкретные данные о водителе, который, по их мнению, повёл себя противозаконно. Службы, принимающие заказы от граждан, возложат на себя полную ответственность за деятельность своих партнёров. 

Как получить лицензию на работу?

Как отмечалось ранее, основное количество таксистов после реформы будет обязано получить лицензию на перевозку людей. Чтобы оформить этот документ, нужно обратиться в соответствующую службу с номером и серией своего таксометра. Стоит заметить, что упомянутый прибор стоит в среднем порядка 7–10 тысяч гривен.

Сумма немалая, а потому в новом законопроекте прописано предложение о том, чтобы приобретение таксометра было не обязательно. Цена за поездку будет определяться как по прибору, так и путём переговоров между сторонами.

Даниил Ваховский, сотрудник компании «Уклон», заявляет, что бумажные договора, транзакции и таксометры — это ненужная работа. Лицензирование обязано быть, однако эту процедуру следует упростить и сделать более доступной для водителей всех категорий. Помимо всего, Ваховский считает лишним введение бумажного вида учёта для служб перевозок и настаивает на внедрении электронного способа осуществления этих процессов. 

Более крупные организации могут предоставлять информацию о своей деятельности в онлайн-режиме, а мелкие предприятия, расположенные в регионах — использовать бумажный вариант ведения отчётности. Такое разделение возможностей связано с тем, что в некоторых украинских сёлах коммуникационные технологии находятся на низком уровне своего развития.

Если новый проект будет одобрен Верховной Радой, службы такси, которые работают на рынке правомерно, наконец смогут бороться с монополистами плана «Uklon» и «Убер». Для всех будут введены одинаковые условия, и каждая компания будет обязана вести отчётность о своей деятельности. 

Смогут ли власти обеспечить должный контроль за выполнением реформ?

Как несложно заметить, законопроект подразумевает много изменений на рынке пассажирских перевозок. Но будут ли участники этого рынка придерживаться новых правил, и как будет осуществляться контроль за их деятельностью? За выполнением требований закона будут следить транспортная полиция и ГФС.

Ваховский не скрывает возмущения и считает, что придерживаться буквы закона будут только организации, которые и сейчас находятся в правовом поле. А сервисы типа «Яндекс-такси» предпочтут и дальше нарушать закон.

Как бороться с нелегальными сервисами?

Как отмечалось ранее, реформа обязывает все информационные сервисы пройти регистрацию в специальной базе данных. Это будет касаться абсолютно всех организаций, работающих в стране. Одной регистрации будет недостаточно. Компании также должны арендовать помещения, чтобы вести там учёт своей деятельности. В «Убер» заявили, что смогут предоставлять все необходимые данные в режиме онлайн.

Исполнительные органы будут блокировать оборудование для связи с клиентами в диспетчерских, которые не выполняют требования нового закона. Такая практика существует в Украине и на данный момент.

Многие граждане считают, что украинские власти бездействуют, раз «Яндекс-такси», находясь под санкциями, всё ещё функционирует в нашей стране. Однако регулировка деятельности иностранного сервиса входит в обязанности СБУ, а никак не тех органов, которые контролируют отечественные службы такси.

Комментируя ситуацию с «Убером», Омелян заявляет, что в начале своей деятельности на территории Украины провайдер такси уверял отечественные власти в том, что готов работать по законам страны. В самой же компании дают краткие и неинформативные комментарии по поводу грядущих нововведений. Представители провайдера уверяют, что принимают украинские законы и не желают переходить в число правонарушителей.

Дела с «Яндекс-такси» обстоят несколько иначе. Эта организация не имеет официального представительства в нашей стране и является потенциальным союзником «подвезунов», нежелающих платить налоги.

Сложно уплачивать налоги, коммунальные платёжки и другие счета? Обратитесь за помощью в «КЛТ КРЕДИТ» и получите быстрый кредит на свою банковскую карту всего за 15 минут. Чтобы оформить сделку, не нужно покидать пределов своего дома. Подписание договора и перевод средств осуществляются исключительно в режиме онлайн.

По материалам Finance.UA

Получить деньги