Кто такие украинские «бляхари», и за что им грозят многотысячные штрафы?

Кто такие украинские «бляхари», и за что им грозят многотысячные штрафы?

Украинские водители с еврономерами оспаривают штрафы от государства размером в несколько тысяч, а иногда и в несколько сотен тысяч гривен. Не так давно главный административный суд страны оштрафовал украинца на четыреста двадцать тысяч гривен.

Никто ещё точно не подсчитал, сколько именно машин с еврономерами ездят по украинским дорогам (о таких транспортных средствах в народе говорят: «на бляхах»). Кто-то утверждает, что в Украине всего 300 000 незарегистрированных авто, другие же называют гораздо большие цифры, достигающие одного с половиной миллиона нелегальных машин.

Данным вопросом заинтересовались не только простые украинцы и государственные исполнительные органы. Происходящим также возмущены первые лица страны. Президент Пётр Порошенко ещё в мае текущего года официально заявил, что ликвидирует всевозможные лазейки, по которым преступники ввозят в страну машины с заграничной регистрацией.

Владимир Гройсман, премьер-министр Украины, не был столь радикален в своих заявлениях, как президент. Премьер ограничился комментарием о том, что ситуация с еврономерами крайне неоднозначна. По его мнению, необходимо вести диалоги, искать взвешенные решения и быть предельно осторожными в своих решительных действиях.

Несмотря на все комментарии политиков, ситуация остаётся неразрешённой. Неужели выходом из ситуации станут массовые штрафы?

Схемы нелегального ввоза автомобилей: что грозит нарушителям закона?

Многие украинцы, зная, что в стране активно развивается кампания против незарегистрированных авто, всё равно решаются покупать машины полузаконным образом. Среди всех ловких «схем» покупки автомобиля без уплаты налогов выделяются две основных.

Первая схема набрала наибольшую популярность, поскольку является самой простой и доступной. Авто ввозится в страну в транзитном режиме, а затем остаётся здесь практически навсегда, нарушая все допустимые законом сроки.

Так, к примеру, в Литве существует фиктивная фирма, на которую украинец оформляет автомобиль. После этого компания не продаёт, а «передаёт» украинцу право на пользование ТС на пятьдесят лет. Таким образом, никто из сторон не платит налоги за оформление сделки купли-продажи.

Транзитная машина по закону может пребывать в стране не дольше пяти-десяти дней. Просрочив указанный срок, водитель получит штраф, сразу же как только покажется на границе. Размер денежного взыскания составляет восемь с половиной тысяч гривен. Но в пределах самой страны, на её дорогах, за нарушителями никто не гоняется со штрафами.

Вторая схема: украинцы ездят на еврономерах, которые принадлежат якобы их друзьям-иностранцам. Так, житель Евросоюза приезжает на своём автомобиле в Украину, а затем оформляет доверенность на украинского «друга». По факту происходит продажа авто, потому что украинец платит за машину заранее оговорённую сумму. Но по документам происходит всего лишь передача ТС гражданину Украины во временное пользование.

Такая процедура считается вполне законной, но её недостаток состоит в том, что по истечении одного года украинцу необходимо вывезти машину обратно на её «историческую родину», то есть в страну, в которой она зарегистрирована. После этого можно снова вернуть машину в Украину и продолжать пользоваться ею здесь в течение одного года.

Несмотря на существование как минимум этих двух схем незаконного ввоза автомобилей в Украину, в ГФС считают, что никаких лазеек для пользования иностранными машинами без уплаты налогов не существует.

Даже если украинцу и удалось какое-то время незаконно проездить на еврономерах, это не значит, что его действия останутся безнаказанными. За намеренное избежание выплаты налогов украинских граждан штрафуют. Размер «наказания» — триста процентов от суммы, которую они не стали платить в бюджет государства. 

Фискальная служба разъясняет: если украинец купит машину с двигателем объёмом в один и шесть литров бензина, во время таможенного оформления ему придётся уплатить порядка 150­–200 тысяч гривен. Если же водитель решит не уплачивать налоги, ему придётся выплатить штраф в размере 450–600 тысяч гривен.

Украинский суд не приемлет поблажек!

17-го мая 2017-го года отечественным Высшим административным судом впервые был выписан штраф в четыреста двадцать тысяч гривен украинскому гражданину, незаконно водившему машину без регистрации. Помимо назначения штрафа, суд конфисковал автомобиль преступника.

Как стало известно, подсудимый ездил на Форде Торнео по доверенности, которую на него оформил азербайджанец. Автомобиль пригнали в Украину для временного пребывания в стране (сроком на один год). По истечению года оказалось, что автомобиль всё ещё в Украине и находится в распоряжении нашего соотечественника.

Решение Верховного суда было, прямо говоря, сенсационным. После этого у многих возник вопрос: будут ли подобные решения приниматься в дальнейшем и обретут ли они массовый характер?

Олег Ярошевич входит в число управляющих «Авто Евро Силой» — отечественной общественной организацией, набирающей популярность. Узнав о сенсационном решении суда, активист сразу же записал собственное видеообращение, в котором призвал всех водителей машин без регистрации быть предельно осторожными. Олег считает, что история со штрафом — это крайне неприятный прецедент, но водитель действительно виноват в произошедшем.

Александр Чернявский, ещё один представитель вышеуказанной активистской общественной организации, объясняет: украинец виновен, потому что в течение года не соизволил переправить машину «на родину» при помощи иностранца. Более того, гражданин решился на невероятно необдуманный поступок и поменял иностранные номера на отечественные. Все эти грубейшие нарушения привели к столь высокой сумме штрафа, который является вполне обоснованным.

Также Чернявский считает, что после такого решения суда недобросовестные полицейские будут чаще вымогать у нарушителей закона взятки. Куда проще и дешевле дать денег отдельно взятому работнику, чем выплачивать государству 420 тысяч гривен штрафа.

Олег Назаренко, директор Всеукраинской ассоциации автоимпортёров, с мнением Чернявского согласен. Назаренко считает, что действия налоговой всецело обоснованы, и нет ни малейшего повода сомневаться в их справедливости. Машина была ввезена в страну нерезидентом, а передвигался на ней резидент — такие действия совершенно незаконны.  

Пути решения проблемы: почему бездействует Верховная Рада?

Назаренко считает, что наказывать следует не украинских граждан, а создателей преступных схем, фирм, которые нагло обманывают своих клиентов. Ведь многие отечественные покупатели считают, что подписываются под вполне легальной сделкой. На самом же деле факт передачи денежных средств не фиксируется в официальных документах. Украинцу вручают всего лишь доверенность на автомобиль.

В большинстве случаев иностранное авто принадлежит какой-то организации, расположенной, к примеру, в Литве. Именно в этом и состоит главная проблема покупки автомобиля с заграничной регистрацией. Чтобы отечественный гражданин смог оформить все документы на приобретение, ему придётся отправиться в Литву для заверения договора купли-продажи. А это значит, что литовской фирме тоже нужно будет платить налоги за сделку в бюджет своей страны.

Этим фирмам невыгодно проводить легитимные сделки, поэтому даже если в украинском законодательстве и появятся какие-либо изменения по этому поводу, ситуация с незаконной продажей авто из-за границы не решится. Скорее, фиктивные фирмы попросту прекратят своё существование. 

Максим Лазарев, украинский адвокат, даёт совет тем, кто ездит на еврономерах. Украинское законодательство допускает использование украинцами авто с иностранными номерами. Поэтому водителю не стоит паниковать, если его остановила полиция. В таком случае необходимо разъяснить полицейскому, что на машину есть доверенность, и что он пользуется ТС на законных основаниях.

Назаренко добавляет, что путём решения проблемы с «евротачками» может стать снижение налогов на импорт.

В марте прошедшего года в Верховной Раде уже рассматривался законопроект, направленный на разрешение ситуации с нелегальными схемами купли-продажи импортных авто. Профильный комитет парламента отклонил акт (который, к слову, был инициирован 95 депутатами). По мнению комитета, законопроект ущемлял права граждан, которые уже уплатили налоги на приобретение импортного автомобиля.

Депутаты обещали начать работу над другим документом, призванным амнистировать временно ввозимые машины. Но пока что никто не решился перейти от пустых обещаний к конкретным действиям.

Компания «КЛТ КРЕДИТ» не обещает, а делает! Мгновенные займы до 10 000 грн выдаются в течение 15 минут после подачи запроса. Для оформления сделки не нужны стопы документов, достаточно лишь паспорта и кода ИНН. Заявки на сотрудничество принимаются круглосуточно.

По материалам Finance.UA

Получить деньги