Налоговая милиция против финансовой полиции ― кто победит?

Налоговая милиция против финансовой полиции ― кто победит?

С января 2017 года сотрудники налоговой милиции лишены полномочий для проведения каких-либо действий в отношении предпринимателей, тем не менее прокуратура продолжает содействовать в удовлетворении их ходатайств в суды об осуществлении обысков. На этом нарушения законности не заканчиваются ― ни на обыски, ни на другие следственные действия не допускаются работники адвокатуры, и даже специальное разъяснение Генпрокуратуры не смогло изменить сложившееся положение дел.

Вместо налоговой милиции будет создано новое подразделение ― служба финансовых расследований, в обязанности которой будет входить раскрытие налоговых и экономических преступлений на основании аналитической работы, а не благодаря применению физической силы.

Соответствующий закон о создании финансовой полиции уже разработан в Минфине и ожидает утверждения в Национальном совете реформ. После внесения соответствующих поправок и одобрения Кабинетом министров его представят на рассмотрение Верховной Раде, что может состояться уже в конце мая.

Налоговая милиция уйдёт в прошлое

Многие эксперты уверены, что реформация уже существующей системы расследования налоговых преступлений невозможна. Слишком высокий уровень коррупции среди правоохранителей, давление на бизнесменов с целью получить вознаграждение за закрытие уголовных дел не приносят ожидаемой пользы для государства.

Структура существующей налоговой полиции насчитывает около 10 тыс. сотрудников, на содержание которых уходит более 600 тыс. грн. в год. В казну государства, между тем, поступает примерно такая же сумма как результат их деятельности, а какие финансовые средства оседают в карманах сотрудников этой службы, неизвестно. Примерный ущерб, нанесённый государству, можно оценить, исходя из статистики. Так, в среднем за год открываются десятки тысяч дел, из которых до суда доходит не более 1%. В 2016 году было вынесено всего 34 обвинительных приговора, а средний размер штрафов составил всего 32 тыс. грн.

Юристы знают немало случаев, когда одна и та же компания получает грамоту от ГФС как прилежный плательщик налогов, а через некоторое время на неё заводится уголовное дело о неуплате налогов. Особый ущерб такая практика приносит в работе с международными компаниями, что подрывает доверие инвесторов к участию в экономической жизни Украины.

Чего ждать от нового подразделения?

Создаваемая финансовая полиция будет насчитывать всего 3-3,5 тыс. сотрудников, при этом предполагается укомплектование штата новыми людьми, оставив не более 25% работников ГФС и около 5% работников других правоохранительных органов. Каждый из сотрудников пройдёт жёсткий конкурсный отбор, в процессе которого будут выявлены необходимые профессиональные и личностные качества каждого соискателя.

Новая структура будет полностью демилитаризирована, в её составе не будет лиц с воинскими званиями, откажутся от деления на роты, батальоны и полки, соответственно, исчезнет необходимость в униформе, что также скажется на снижении расходов из бюджета на содержание финансовой полиции. Силовые методы, применение огнестрельного оружия и принудительное изъятия документов заменит серьёзная аналитическая работа, которая, как уверены авторы законопроекта, будет намного эффективнее привычных методов налоговой милиции.

В законопроекте предусмотрено привлечение внештатных платных агентов, которыми может стать любой гражданин, обладающий информацией о фактах уклонения от уплаты налогов. Такие платные информаторы могут получать довольно высокое вознаграждение ― ценные сведения, помогающие в раскрытии экономических преступлений, могут принести такому агенту до 25 тысяч гривен.

Такие выплаты обеспечат проявление сознательности украинцев, уверены юристы, ведь, например, в Польше граждане совершенно бесплатно ставят в известность налоговые службы страны о известных им случаях неуплаты налогов или скрывания части доходов. В нашей стране пока приходится привлекать материальные стимулы, чтобы выявлять с помощью внештатников нарушителей налогового законодательства, примером чему может служить НАБУ, успешно использующее в своей работе платных осведомителей.

Предполагается, что оклад штатных специалистов составит от 32 до 64 тыс. грн., а различные надбавки и премии помогут увеличить эту сумму вдвое. Но такая высокая зарплата вполне оправдана, считают многие эксперты. Разработкой схем уклонения от налогов занимаются высококлассные специалисты, соответственно, раскрывать эти схемы и выявлять преступные замыслы должны не менее профессиональные и опытные сотрудники финансовой полиции, получающие за это достойное вознаграждение.

Так как основной упор будет делаться на аналитическую работу, в штате финполиции будут не только юристы и лица с экономическим образованием. Понадобятся айтишники, аналитики, финансовые эксперты и другие квалифицированные кадры. Оперативная работа тоже будет проводиться, но как дополнение к аналитике, а не вместо неё, что подчёркивают авторы законопроекта.

Например, в Нидерландах вычислили компанию, уклоняющуюся от налогов путём анализа счетов за электроэнергию. Одна из аграрных фирм платила по счетам намного больше, чем компании с аналогичным объёмом производства. Проверка показала, что часть продукции выращивалась без соответствующих финансовых документов, соответственно, прибыль от её продажи не входила в сумму, облагаемую налогом.

Но исключительно аналитическая работа не сможет принести необходимых результатов. В таких случаях под обвинение в неуплате налогов могут попасть только управляющий компанией и главный бухгалтер, а владелец бизнеса, в интересах которого и ведётся такая теневая деятельность, как правило, не отвечает перед законом. Оперативно-розыскные мероприятия помогут выявлять истинных виновников и выгодоприобретателей, собирать необходимую доказательную базу и передавать дела в судебные инстанции.

Правда, эксперты предупреждают, что не стоит ждать особых результатов от деятельности финансовой полиции в первые же годы. Создание собственной базы данных требует немало времени, а надеяться на помощь других правоохранительных структур не стоит.

Чем займётся финансовая полиция?

Кроме уже упоминавшихся преступлений по скрытию доходов от налогообложения, новой структуре придётся заниматься и другими видами правонарушений. Например, нарушениями в работе банков, касающимися финансирования политических партий и движений, преступлениями в сфере обращения ценных бумаг, незаконным использованием инсайдерской информации и другими финансовыми махинациями.

Многие криминальные преступления нередко являются причиной или результатом финансовых преступлений, например, мошенничество, растрата денег, злоупотребление служебным положением. Теперь при обнаружении финансовой составляющей в ходе раскрытия уголовных дел по другим статьям УК такие дела не будут выделяться в отдельное судопроизводство.

Получить микрокредит в режиме онлайн поможет компания «КЛТ КРЕДИТ». Плохая кредитная история, отсутствие официального места работы не станут препятствием для получения необходимой суммы. Через 15-20 минут после заполнения заявки Вы станете обладателем кредита, избавившись при этом от необходимости оформлять большое количество документов, передавать имущество в залог или выстаивать длинные очереди в отделениях банков. С «КЛТ КРЕДИТ» получить деньги очень легко, ведь мы заинтересованы в полном доверии наших клиентов. Никаких скрытых платежей и дополнительных комиссий ― окончательный размер кредита Вы можете рассчитать самостоятельно, воспользовавшись удобным онлайн-калькулятором. Получение кредита на карту в режиме онлайн ― одна из самых популярных услуг в сфере кредитования. Воспользуйтесь нашей финансовой помощью, не откладывайте срочные покупки на завтра! 

Получить деньги