Зачем нужен пересчёт зарплат? Новый закон уже подан на рассмотрение

Зачем нужен пересчёт зарплат? Новый закон уже подан на рассмотрение

Один из депутатов Блока Петра Порошенко Сергей Каплин оказывает украинскому народу «полезную» услугу — собирается пересчитать его заработки. Для этого парламентарий уже подал на обсуждение Верховной Рады соответствующий законопроект. Как только парламентские каникулы будут окончены, бумагу рассмотрят до малейших деталей. 

Какие изменения хотят принять разработчики документа?

Разработчики нововведений считают, что всю рабочую силу Украины следует разделить на две категории: квалифицированную и неквалифицированную. Представителям последней категории будут начислять минимальную зарплату, заранее определённую государством. 

Реформаторы считают, что при начислении заработной платы следует отказаться от надбавок и всевозможных выплат, которые абсолютно не связаны с выполнением норм труда. Наименование, объёмы и прочие особенности таких надбавок должны самостоятельно определять социальные стороны и прописывать их в договорах и специальных соглашениях.

Помимо перечисленных изменений, депутаты предлагают ступенчато повышать минимальную зарплату на протяжении всего года, учитывая актуальный на момент расчётов уровень инфляции. Квалифицированный работник должен получать зарплату не ниже минимального оклада, который будет установлен законодательством. Его размер не может быть меньше прожиточного минимума для трудоспособных граждан.

Автор законопроекта считает, что изменения помогут избавиться от «уравниловки», возникшей вследствие поднятия минимальной зарплаты до трёх тысяч двести гривен.

К чему привели нововведения, вступившие в силу в январе 2017?

Все помнят, что в начале текущего года минимальную зарплату начали рассчитывать по новому способу. Нововведений было много, среди основных — включение в сумму «минималки» надбавок и доплат (не считаются только праздничные премии и начисления за переработку, вредные условия работы, увеличенный риск для человеческого здоровья).

Помимо этого, минимальная заработная плата должна быть не ниже минимального прожиточного уровня затрат, который предусмотрен для трудоспособных лиц (учитываются данные, которые были актуальны в начале года).

На весь текущий год в государственном бюджете были прописаны следующие размеры «минималки» и прожиточного минимума: 3 200 и 1 600 грн соответственно.

На первый взгляд всё справедливо и процесс начисления зарплаты вполне понятен. Но немногие задумались над тем, что включение надбавок в состав зарплаты спровоцировало своеобразное ущемление прав действительно опытных работников (которые имеют образование, соответствующее должности, и качественно выполняют свои обязанности). Произошла так называемая «уравниловка», которую трудно назвать справедливой. Минимальная зарплата повысилась, и неквалифицированные работники стали получать столько же, сколько и квалифицированный персонал.

Педагогов обрадовали поднятием окладов в два раза, медиков и других бюджетников (юристов, экономистов) без стажа — премиями, компенсирующими недостаток в зарплате. Но ведь бюджеты во многих структурах ограничены — за счёт чего начальство будет поднимать выплаты своим подчинённым?

Выходит, что неквалифицированные работники будут получать свои повышенные зарплаты за счёт других, куда более квалифицированных коллег. Об одновременном повышении зарплат речь не идёт (естественно, из-за нехватки средств). Таким образом и получается, что технический персонал, у которого нет высшего медицинского образования, получает практически столько же, сколько квалифицированные доктора. Конечно, понижать зарплаты никто не будет. Вместо этого государству следует позаботиться об увеличении денежных вливаний в определённые сферы — так считает Олег Пендзин, представитель «Экономического дискуссионного клуба».

Валентина Латик, которая на данный момент занимает должность заведующей отделением исследований уровня жизни в одном из украинских исследовательских институтов, отмечает: на данный момент неквалифицированные работники и без того получают минимальный уровень зарплаты. Зачем же ещё раз прописывать этот аспект в законе? Другая же ситуация обстоит с сотрудниками, которые при должных профессиональных данных формально получают всё ту же «минималку».

Также Латик уточняет, что квалификацией считается любой разряд, первый или третий. Если же насчитывать зарплаты, исходя из этого определения — персоналом без должной квалификации будет считаться разве что уборщица.

Как различить квалифицированного работника от неквалифицированного?

Олег Устенко, представитель Международного фонда Блейзера, заявляет: точное объяснение фразы «неквалифицированный труд» нигде не фигурирует. Если работа исполняется, значит человек обладает определёнными умениями. Забивание свай или погрузка продтоваров — абсолютно каждый вид работы требует применения физической силы и наличия определённых знаний от своего исполнителя.

Комментируя новый законопроект, эксперт подмечает: любое упоминание в законе понятия о неквалифицированном труде повлечёт за собой определённые последствия. Как минимум, депутатам понадобится дать чёткое определение этой фразе. А иначе как работодатели будут доказывать представителям налоговой, что определённому сотруднику рассчитали ставку за неквалифицированный труд?

Помимо этого, все факторы, способные повлиять на минзарплату, прописаны в законе о государственном бюджете. А это значит, что любые нововведения придётся коррелировать с финансовой сметой страны.

Пендзин не верит, что ввести реформы, предполагаемые новым законопроектом, удастся настолько просто, как рассчитывают его авторы. Для этого понадобится учитывать мнение не только Министерства финансов, но и многих международных финансовых кредиторов.

Все вышеперечисленные трудности и нюансы, которые относятся к новому законопроекту, дают экспертам повод сомневаться в успешности документа. Скорее всего, он попросту не наберёт нужного количества голосов. Многие специалисты считают законопроект обычным пиар-ходом.

Как выйти из ситуации?

Государство должно бороться с дефицитом средств в бюджете Украины. Нововведения — это дополнительные расходы, к тому же не совсем оправданные. Новые траты государству сейчас некстати, ведь дополнительные ресурсы получать неоткуда — экономика страны, мягко говоря, не на лучшем уровне.

Олег Устенко подмечает, что, согласно действующим законам, государство и без нововведений должно проводить индексацию зарплат, учитывая уровень инфляции.

Олег Пендзин также беспокоится о смете государства. Слишком много нагрузки на бюджет припадает на текущий год. Чего только стоит осовременивание пенсионных выплат или повышение минзарплат на восемьдесят процентов? При этом ВВП на текущий год прогнозируется в размере двух с половиной процентов, и это по самым оптимистичным прогнозам (информацию предоставило МЭРТ). 

Приведённые цифры говорят о том, что численность товаров на украинском рынке не возрастёт. При этом у людей станет больше денег. Естественно, такая ситуация спровоцирует быстрый рост цен. В таком случае будет ли толк от повышения окладов? Помочь ситуации могло бы регулирование расценок на социально значимые группы товаров, но эта функция уже давно отменена. 

Кабинет министров прогнозирует следующие показатели обесценивания денег в этом году — с восьми до 11,2 процента. Возрастут валютные риски, а вместе с ними и цены при импортировании товаров.

Чтобы любые нововведения были актуальными и эффективными, государству необходимо усиленно работать над оптимизацией экономической сферы. Пока что все подобные законопроекты являются малополезными.

Компания «КЛТ КРЕДИТ» — эффективная помощь тем, кому сложно справиться с повышением цен и чрезмерными коммунальными тарифами! Расплатитесь с долгами, и хотя бы на некоторое время забудьте о материальных проблемах с надёжным онлайн-кредитором. Мгновенные займы выдаются в течение 15 минут на любые нужды. Кредитуются даже студенты, инвалиды и пенсионеры. Взять деньги можно всего на 7 дней!

По материалам Finance.UA

Получить деньги